Сценарий фокус-группы «Поддержка иностранных студентов в России»

Вступление (22 минуты)

1. Информация об организаторе исследования и проблеме (15 минут)

  • Powerpoint презентация МПД, информация о сети YNRI
  • Информация о проблеме безопасности иностранных студентов в РФ (привести примеры Воронежа, СПб, Москвы, Краснодара, Ростова и т.д.)

2. О фокус-группах и распорядке встречи (5 минут)

3. Опрос («Считаете ли эту проблему актуальной?» Возможно в режиме табличек: да, нет, не уверен) (2 минуты)

Знакомство (15 минут):

1. Как вас зовут?

2. Где вы учитесь/работаете?

Глубинные вопросы (1 час 15 мин):

Озвучивать необходимо точную формулировку, указанную в названии блока. Если участники, не затрагивают какого-то момента из указанного перечня, его необходимо дополнительно озвучить.

Блок 1: Существует ли дискриминация в России?

1.1 Считаете ли Вы, что в России (вашем городе) существует проблема дискриминации иностранных студентов по национальному, расовому и религиозному признакам?

1.2 Если да, то, можете ли назвать источники информации? (личный опыт, слышал от друзей, из СМИ и т.д.) Ведущему: Если нет, то рассказать о случаях в Воронеже, СПб, и т.д. и спросить, считает ли респондент их скорее единичными случаями?

1.3 В течение последних 6-ти месяцев пребывания в городе (конкретное название города, в котором проходит/проходил обучение иностранный студент), сталкивались ли вы лично либо ваши знакомые/друзья из числа иностранных студентов с дискриминацией по какому-либо перечисленному признаку?

1.4 Можете ли поделиться деталями, при каких обстоятельствах это произошло?

Блок 2: С какими проблемами приходилось/приходится сталкиваться?

2.1 Сталкиваетесь ли вы или ваши знакомые/друзья из числа иностранных студентов при обучении в России с какими-то проблемами? Какой характер носят эти проблемы (дискриминационный характер, языковой барьер, недостаток информации (какой информации?)?

Если респондент упомянул какие-то из нижеприведенных вопросов, то их можно опустить.

2.2 Сталкиваетесь ли вы или ваши знакомые/друзья при обучении в России с проблемами при оформлении документов (на обучение, регистрации и т.д.)? Какой характер носят эти проблемы? Можете привести пример?

2.3 Возникают ли у вас и ваших друзей/знакомых проблемы в процессе обучения (доступ к информации, отношение преподавательского состава и студентов, нарушения прав студента в целом: количество пар, материальная база, социальное обеспечение и т.д.)?

2.4 Какие проблемы, если таковые имеются, возникают в процессе интеграции в студенческое сообщество (отсутствие желания общаться у российских студентов, отсутствие такого желания у иностранных студентов, отсутствие пространства для неформального общения и т.д.)?

2.5 Возникают ли проблемы при взаимодействии с правоохранительными органами или государственными структурами (ОВИР, проверки документов, отказ в приеме заявлений и т.д.)? Какой характер носят эти проблемы?

2.6 Возникают ли у Вас проблемы, связанные с процессом обучения (дискриминация при проведении зачетов и экзаменов, незаконное принуждение к труду, количество пар, общежитие, медицинское обслуживание, пользование библиотекой, социальное обеспечение и т.д.)?

2.7 Чувствуете ли Вы себя в безопасности, находясь в России? Если нет или не всегда, можете ли пояснить, причины? Какого рода опасности (унижения, нападения и т.д.)? (Если ответ положительный, то переходите к Блоку 3)

2.8 Можете ли конкретизировать, в какой ситуации вы чувствуете себя наиболее подверженным опасности (в вузе, на улице, в транспорте, на дискотеке, в общежитии)?

Блок 3: Куда Вы обратитесь/обращаетесь для решения данных проблем?

3.1 Куда Вы прежде всего обращаетесь/обращались или обратились бы, если такие проблемы возникнут (к друзьям, знакомым, в международный отдел вуза, в администрацию вуза, в профком, в правоохранительные органы, в правозащитные организации, в посольство своей страны и т.д.)? Каков результат обращения?

3.2 Насколько вы доверяете (доверяю/скорее доверяю/скорее не доверяю/не доверяю) в решении проблем, с которыми сталкиваетесь:

  • международному отделу вуза;
  • администрации вуза;
  • профкому;
  • правоохранительным органам;
  • правозащитным организациям;
  • посольству своей страны?

Можете пояснить, почему?

Блок 4: Как можно решить данные проблемы?

4.1 Как Вы считаете, кто должен решать данные проблемы? Поясните, почему?

4.2 Какие Вы видите способы решения данных проблем (особенно проблем безопасности) самими иностранными студентами?

4.3 Что, по Вашему мнению, может сделать вуз, администрация города, региона, правозащитные организации для решения данных проблем? Что должны сделать данные структуры для обеспечения безопасности иностранных студентов?

4.4 Участвовали ли Вы в адаптационных курсах в начале процесса обучения в вашем вузе? Если нет, то, считаете ли Вы, что данный курс облегчил бы процесс интеграции? Если да, то насколько помог данный курс процессу адаптации к проживанию и обучению в России?

4.5 Испытываете ли Вы потребность в получении информации о процессе обучения и проживания в России (информация о ваших правах, методах их защиты, о законах РФ, бытовая информация, информация о культуре и традициях страны обучения)?

4.6 Куда Вы обычно обращаетесь за информацией по обучению, проживанию в России (Интернет, вуз, иностранные студенты старших курсов и т.д.)? Всегда ли Вы можете найти необходимую информацию?

Блок 5: Ресурсы Молодежной сети против расизма и нетерпимости и МПД для иностранных студентов.

5.1 Сеть может предложить вам следующие ресурсы. Какие из них Вы находите наиболее необходимыми? Как они должны быть организованы, чтобы были наиболее полезны?

  • «горячая линия» (телефонная) по правам иностранным студентов;
  • веб-консультации для иностранных студентов;
  • семинары и тренинги для студентов по вопросам защиты от дискриминации;
  • информационные материалы (буклеты, постеры и т.д.);
  • web-site www.fs.hrworld.ru (при себе иметь распечатку главной страницы сайта с названиями разделами).

Какие еще механизмы оказания помощи иностранным студентам Вы считаете наиболее актуальными и эффективными?

Окончание дискуссии (10 минут):

1. Опрос «Считаете ли эту проблему актуальной?» Подвести итог.

2. Благодарность

Ориентировочная длительность: 2 часа